контакты :: карта сайта

1. Зачем предприятию создавать систему негосударственного пенсионного обеспечения своих работников.

Основные выгоды для предприятий от участия в системе негосударственного пенсионного обеспечения следующие:

1.1. Повышение социальной привлекательности предприятия для работников. Руководство предприятия сможет предложить работникам дополнительную пенсию к обязательной государственной пенсии, то есть фактически повысить доходы работников с экономией на уплате налогов. Это будет означать, что предприятие обеспечивает старость работника, дает ему уверенность в будущем. Дополнительную пенсию работник получит и в том случае, если в последующем уволится с предприятия. Предложение работникам негосударственной пенсии дает предприятию дополнительные возможности по привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров на любом участке производства, предупреждению социальные конфликты на предприятии.
1.2. Расширение инвестиционных возможностей. Предприятие может привлекать до 5% средств из одного пенсионного фонда в качестве инвестиций через свои ценные бумаги. При этом, получать инвестиции предприятие может и в общем от всей системы негосударственного пенсионного обеспечения, а не только непосредственно от фонда, вкладчиком которого такое предприятие является.
1.3. Уменьшение базы налогообложения. Средства, которые предприятие перечисляет в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников, относятся на валовые затраты предприятия в рамках установленного законодательством процента от заработной платы работника. На сегодняшний день – это 15%, но не более 890 гривен в месяц. Эти средства не уменьшают зарплату работника, не включаются в фонд оплаты труда, а значит, из них не осуществляются отчисления в Пенсионный фонд Украины, фонд социального страхования на случай нетрудоспособности, фонд страхования на случай безработицы, фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве.
1.4. Другие выгоды. Внедрение на предприятии негосударственного пенсионного обеспечения позволит параллельно с решением основных задач получить дополнительные выгоды:
• стимулировать  повышение производительности труда персонала,
• сформировать положительный имидж предприятия и его руководства, как в сознании работников, так и в представлении широких масс (в том числе, работников других предприятий региона),
• развивать у работников чувство социально партнерства и  личной поддержки со стороны руководства предприятия.

2. Как предприятие может создать систему негосударственного пенсионного обеспечения своих работников.

Первый вопрос, который должно решить для себя предприятие, это каким из двух основных способов оно будет создавать для своих работников систему негосударственного пенсионного обеспечения:

1. Создавать свой негосударственный пенсионный фонд.
2. Становится вкладчиком уже существующего негосударственного пенсионного фонда.

Создание своего негосударственного пенсионного фонда требует значительных временных и трудовых затрат. Необходимо выделять профессионально подготовленных людей, которые будут писать устав фонда, разрабатывать пенсионные схемы, проходить процедуру государственной регистрации, обучать людей, которые будут входить в совет фонда и многое другое. Нужно четко для себя определить, есть ли смысл в отвлечении ресурсов на создание и управление фондом.
В то же время, в качестве вкладчика предприятие может участвовать в системе негосударственного пенсионного обеспечения без дополнительных затрат. Все интересующие предприятие условия и нюансы пенсионного обеспечения его сотрудников можно зафиксировать в пенсионных контрактах.
Второй вопрос, который предприятие должно решить для себя, - это какой из типов НПФ выбрать. Для этого нужно проанализировать, что предприятию необходимо будет сделать для того, чтобы начать перечислять взносы в:

• Открытый фонд:
 - выбрать любой  открытый НПФ
- заключить пенсионные контракты.
• Профессиональный фонд:
- выбрать профессиональный НПФ, соответствующий роду деятельности,
- заключить пенсионные контракты.
• Корпоративный фонд:
- год работать без убытка,
- выбрать корпоративный НПФ,
- признать устав НПФ,
- уведомить о решении стать вкладчиком корпоративного НПФ Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг,
- заключить договор с Советом НПФ,
- внести изменения в коллективный договор,
- заключить пенсионные контракты.
Важно учесть также еще одну деталь. Для вкладчиков корпоративного фонда обязательным условием является заключение пенсионных контрактов в пользу всех своих работников, причем на одних и тех же условиях взносов. А вкладчик открытого негосударственного пенсионного фонда может, во-первых, заключать контракты только в пользу определенной части работников (например, за исключением временных, сезонных и пр.). Во-вторых, может разбить свой персонал на группы и для каждой группы сформировать свои условия пенсионных взносов (например, для работников на участках с повышенной текучестью сделать взносы выше и поставить в зависимость от стажа, чтобы закрепить кадры).
3. Критерии безопасности участия предприятий в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Если предприятие приняло решение создать систему негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и стать вкладчиком негосударственного пенсионного фонда, то оно должно определиться, на основании каких критериев выбирать НПФ.
Прежде всего, необходимо убедится, что негосударственный пенсионный фонд имеет право предоставлять услуги по негосударственному пенсионному обеспечению. Это значит, что фонд должен быть зарегистрирован, как юридическое лицо, зарегистрирован, как финансовое учреждение, должен иметь заключенные договора с банком-хранителем, администратором и компанией по управлению активами, члены совета фонда должны иметь свидетельства о сдаче квалификационного экзамена. Предприятие может потребовать документальное подтверждение выполнения фондом вышеперечисленных условий.
Также предприятию имеет смысл прочесть устав, пенсионные схемы и инвестиционную декларацию негосударственного пенсионного фонда, обращая внимание на разделы, где речь идет о правах и обязанностях фонда, вкладчиков, участников. В инвестиционной декларации обратите внимание на требования фонда к компаниям по управлению активами и на наличие либо отсутствие обязательного анализа инвестиционных рисков. Эти пункты будут свидетельствовать о том, как в фонде будет обеспечиваться сохранность средств и надежность инвестиционных вложений.
Обратите внимание на учредителей НПФ, для них существует ряд ограничений по функциям, которые они могут выполнять.

Учредители открытого НПФ не могут быть:
• хранителями этого НПФ,
• аудиторами этого НПФ.
Учредители корпоративного НПФ не могут быть:
• убыточными на протяжении последнего финансового года,
• хранителями этого НПФ,
• аудиторами этого НПФ,
• компаниями по управлению активами и администраторами этого НПФ кроме таких случаев:
- в случае создания своего корпоративного пенсионного фонда компания по управлению активами или банковское учреждение имеют право осуществлять управление активами такого фонда и администрирование фондом при условии получения соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством,
- в случае создания корпоративного пенсионного фонда единоличным  учредителем он может принять решение о самостоятельном администрировании фонда, создав для этого соответствующее структурное подразделение.
Учредители профессионального НПФ не могут быть:
• хранителями этого НПФ,
• аудиторами этого НПФ,
• КУА этого НПФ,
• администраторами этого НПФ.
Учредители НПФ имеют право быть одновременно учредителем не боле одного корпоративного или одного профессионального пенсионного фонда, однако при этом, быть учредителем любого количества открытых пенсионных фондов.

Также стоит посмотреть документы банка-хранителя, администратора и компании по управлению активами того фонда, с которым предприятие намеревается сотрудничать.
У банка-хранителя помимо банковской лицензии должна быть лицензия Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг - депозитарной деятельности хранителя ценных бумаг.
Администратор должен быть зарегистрирован как финансовое учреждение и иметь лицензию Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг на осуществление деятельности по администрированию негосударственных пенсионных фондов.
Компания по управлению активами должна иметь лицензию Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг – деятельности по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.
Предприятие может потребовать документальное подтверждение выполнения фондом вышеперечисленных условий.

4. Как убедится, что в негосударственном пенсионном фонде максимально реализованы гарантии сохранности сбережений.

На законодательном уровне закреплен ряд гарантий сохранности сбережений в негосударственных пенсионных фондах. При этом, отдельные из этих гарантий могут реализовываться негосударственными пенсионными фондами и обслуживающими их компаниями по-разному.
Стоит обратить внимание старается ли фонд максимально реализовать гарантии сохранности сбережений.
Так, одной из гарантий защищенности сбережений является распределение функций по ведению текущей деятельности НПФ между несколькими субъектами (администратором, банком-хранителем и компанией по управлению активами). При этом, законодательством предусмотрена возможность совмещать деятельность по администрированию и управлению активами. Более надежным является вариант, когда администратором фонда и компанией по управлению активами выступают разные предприятия, а не одно, поскольку разные предприятия имеют полномочия по взаимному контролю, что снижает риск случайной ошибки или намеренного злоупотребления каждого из них.
Еще одной гарантией сохранности сбережений в НПФ является консервативная политика инвестирования и диверсификация активов фонда. Чем больше в портфеле фонда различных видов активов и инструментов в рамках каждого вида актива, тем ниже риск инвестиционных вложений.
Информационная открытость фонда, готовность предоставлять информацию об учредителях, о результатах деятельности, открытость основных документов фонда (устава, пенсионных схем, инвестиционной декларации) является дополнительной гарантией надежности фонда, поскольку позволяет проводить общественный контроль работы фонда.
Еще одним важным моментом являются применяемые в администраторе НФП стандарты хранения информации о вкладчиках и участниках фонда, а также о накопленных в пользу участников средствах. Обязательно наличие у администратора серьезного программного обеспечения для персонифицированного учета, собственного архива бумажных документов, системы ежедневного резервного копирования информации персонифицированного учета, использование надежных технологий учета средств участников (использование для учета выработанного мировой практикой показателя - единицы пенсионных взносов).
Чем выше требования и стандарты самого фонда и обслуживающих его компаний к обеспечению достоверности, сохранности и конфиденциальности информации о средствах участников, тем более надежно будет обеспечиваться сохранность средств.
5. Стандарты надежного обслуживания предприятий – вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, что нужно требовать от НПФ и обслуживающих его компаний.
Для предприятия-вкладчика особенно важным является профессионализм администратора фонда. Именно с ним предприятию придется работать по заключению пенсионных контрактов и осуществлению взносов. Администратор может помогать, облегчать работу, а может и наоборот.
С самого начала организации системы негосударственного пенсионного обеспечения своих работников предприятию стоит привлекать администратора выбранного им фонда к этому процессу. Профессиональный администратор может помочь проанализировать демографическую структуру предприятия, разработать пенсионную программу с учетом возможностей и потребностей предприятия. Такая работа должна выполнятся администратором быстро и профессионально, на основании разработанных им самим методик. 
Предприятию имеет смысл запросить у администратора методику взаимодействия по формированию списка участников, сбору необходимых подтверждающих документов, перечень информации, которая должна быть о каждом участнике, методику взаимодействия при изменении состава участников. До начала перечисления взносов предприятию будет полезно отработать в тестовом режиме с администратором процедуры взносов и формирования ведомостей персонификации. В ходе организации системы негосударственного пенсионного обеспечения у предприятия, как правило, возникает множество юридических вопросов, и здесь стоит обратиться к юристам администратора.

Для того, чтобы оценить профессионализм и соблюдение стандартов обслуживания администратором помимо перечисленного выше предприятие может задать администратору такие вопросы:

• Есть ли у администратора пооперационная схема выполнения стандартных процедур? Наличие такой схемы позволяет снизить вероятность ошибок при выполнении этих процедур.
• Используется ли программное обеспечение для ограничения доступа работников администратора к информации в соответствии с их функциями?
• Есть ли у администратора четкие  требования к квалификации, опыту, личным качествам работников, существует ли система внутреннего обучения персонала и регулярного повышения квалификации?
• Существует ли внутренняя система ранжирования информации и документов по степени конфиденциальности, а также правила работы с информацией и документами в зависимости от степени конфиденциальности?
• Как администратор собирается разделять документооборот при обслуживании нескольких фондов?
• Кто разработчик программного обеспечения, которое  администратор использует для персонифицированного учета? Как оно обеспечивает сохранность и безопасность информации, невозможность несанкционированного доступа к ней, как исключает возможность ошибок. Предоставляет ли администратору НПФ разработчик программного обеспечения услуги по поддержке ПО, сопровождению, доработке?
Сохранность средств в процессе инвестирования обеспечивает компания по управлению активами. Для того, чтобы оценить ее профессионализм, предприятие может задать такие вопросы:
• Каким образом принимается решение о размещении активов? Есть ли формальная процедура или алгоритм?
• Как осуществляется анализ инвестиционных инструментов?
• Как осуществляется анализ эмитентов инвестиционных инструментов?
• Какими базами данных и другими источниками информации пользуется компания для сбора информации об эмитенте?
• Можно ли взять пример анализа какого-нибудь эмитента (возможно, с измененным названием и цифрами, просто, чтобы посмотреть, что именно анализируется)?
• Какими методами компания собирается обеспечивать надежность вложений?
• Есть ли у компании система риск-менеджмента и, в общих чертах, в чем она состоит?
• Есть ли у компании программное обеспечение для управления активами, какое, кто разработчик, какие функции это ПО выполняет?


Наше мнение профессионалам Наши советы начинающим

Все поля формы должны быть заполнены.


Мы гарантируем получение только полезной информации и никакого спама.






Участник негосударственного пенсионного обеспечения - физическое лицо, в пользу которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд, страховую организацию или на пенсионный депозитный счет в...

Весь словарь


  © Компания по управлению активами "Всесвит". Все права защищены.

Украина, г. Киев, ул. Белорусская, 23, литера "А"
Тел.: (044) 207-02-99, факс: (044) 207-02-99

Компания и ее деятельность | Консультации и справки

  Написать нам сообщение | Полезные ссылки